Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
ПАСПОРТ
группы «Радуга»
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение (литература, учебно-методические пособия, раздаточный материал и т.д.)
Группа находится на втором этаже и состоит из 4-х помещений:
Помещение детского сада, оснащённое наглядными пособиями, игровым оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится игровая, учебная и воспитательная работа с детьми.
Цель паспортизации группы:
Проанализировать состояние группы, её готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по проведению в группе образовательного процесса.
РАЗДЕВАЛКА:
Наименование
1.Информационный стенд для родителей
2.Стенд «Группа «Радуга»
3.Стенд «Наше творчество»
4.Советы специалистов (консультации)
5.Советы воспитателей (консультации)
6.Индивидуальные шкафчики для раздевания по количеству детей с индивидуальной маркировкой
7.Скамейки
8.Шифоньер
ИГРОВАЯ КОМНАТА:
Наименование
1.Кровати трёхъярусные
2.Стулья детские
3.Стул мягкий
4.Столы детские двухместные
5.Доска демонстрационная
6.Стол
7.Шкафы для пособий
ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ:
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ УГОЛОК.
1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);
2. Бубен большой и маленький;
3. Скакалки, гантели детские;
4. Кегли;
5. Кубики, флажки, «косички»;
6. Бадминтон, кольцеброс;
7. Дидактический материал «Спорт. Спортивный инвентарь»;
8. Коврики, дорожки массажные, коврики для массажа стоп;
9. Мешочки с песком;
10. Набор для игры в боулинг;
11. Обручи разных размеров;
12. Гимнастические палки;
14. Атрибуты к подвижным играм;
УГОЛОК ПРИРОДЫ.
1. Коллекция камней, ракушек, семян;
2. Гербарий, природный материал;
3. Календарь природы;
4. Муляжи овощей и фруктов;
5. Ящики для рассады;
6. Иллюстрации с изображением животных диких и домашних, животных жарких стран и Севера, перелетных, зимующих, кочующих птиц;
7. Дидактические игры по экологии;
8. Библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии;
9. Инвентарь для ухода за растениями и животными (лейка, брызгалка, салфетка, щеточка, кисточки, палочки с заостренными концами, совки);
10. Альбом «Времена года», «Четыре сезона. Лето. Осень. Зима. Весна»;
УГОЛОК «ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЁК», ПДД.
УГОЛОК ТРУДА.
1. Уголок дежурства с кармашками; картинки.
2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки.
3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.
4. Салфетницы, салфетки
УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, фломастеры, стаканчики-непроливайки, трафареты для рисования, кисточки разной толщины, подставки для кисточек, бумага для свободного рисования, раскраски.
2. Материал для лепки: пластилин, восковой пластилин, тесто для лепки, стеки, индивидуальные клеёнки, досочки.
3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага, бархатная бумага, ножницы.
4. Образцы по аппликации и рисованию для каждой возрастной группы.
5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины.
6. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись».
УГОЛОК «НАША БИБЛИОТЕКА»
1. Тематическая подборка детской художественной литературы;
2. Портреты писателей и поэтов;
3. Детские книги;
4. Литературные игры;
5. Игры с грамматическим содержанием;
6. Книжки-раскраски;
7. Цветные карандаши, бумага;
8. Книги-рассказы в картинках;
9. Энциклопедии;
10. Хрестоматии;
11. Изображения сказочных персонажей.
УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ.
1. Занимательный и познавательный материал по математике. Логико-математические игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Палочки Кюизенера», «Монгольская игра»;
2. Наборы геометрических фигур, цифр;
3.Пеналы «Учись считать»;
4. Волшебные часы;
5. Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди 5 отличий», «Найди одинаковых», «Предметы и контуры», «Хитрые предметы», «Большой, средний, маленький»;
6. Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания: «Разложи предметы по высоте, длине, ширине и т.п.»;
7. Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Геометрические формы», «Всё для счёта, «Подбери по цвету и форме»»;
8. Игры на составление целого: «Пазлы», «Собери узор»;
9. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру;
10. Числовой ряд;
11. Цветные счетные палочки;
12. Геометрические вкладыши.
УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР.
1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;
2. Пластмассовый напольный конструктор;
3. Мозаика крупная и мелкая;
4. Пазлы;
5. Конструирование из бумаги «Оригами»;
6. Игрушки со шнуровками и застёжками;
7. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев;
8. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые;
9. Конструктор «Зоопарк».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК.
1. Дудочки;
2. Погремушки;
3. Деревянные ложки;
4. Гармонь;
5. Бубны;
6. Саксофон,
7. Металлофон,
8. Магнитофон;
9. Гитара
10. Хомус
11. Барабан;
12. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;
13. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки;
14. Игрушки с фиксированной мелодией (звуковые книжки).
УГОЛОК «НАША ЛАБОРАТОРИЯ» .
1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши,
ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, песок,
ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, семена фруктов и овощей, пластилин.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, трубочки для коктейля.
5. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная.
6. Красители: акварельные краски, безопасные красители.
7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши.
8. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы.
Дополнительное оборудование
9. Детские халаты, клеенчатые передники, резиновые перчатки.
10. Оборудование для ухода за растениями.
11. Календари природы и погоды.
12. Иллюстрированный материал.
13. Игровой материал, дидактические игры по экологии.
14. Справочники, энциклопедии.
15. Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
16. Картотека опытов.
17. Карта мира.
18. Коллекции различного содержания.
19. Крупы, соль, сахар.
20. Мерные ложки.
21. Настольно - печатные игры.
22. Свечи в подсвечнике.
23. Часы (механические, песочные, капельные, водные).
24. Стол с клеенкой.
25. « Волшебный мешочек».
26.Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы.
27. Глобус, карты.
28. Развивающие игры «Жизнь приключения», «Энциклопедия».
УГОЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
УГОЛОК НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
1. Символика России и республики Саха Якутия
2. Дидактические пособия: «Расскажите детям о московском Кремле»; «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»;
3. Дидактический материал: «Защитники Отечества», «9 мая – день Победы». «Великая Отечественная война», «Родной город наш Якутск»;
4. Матрешки русские, куклы в русской национальной одежде, куклы в якутской национальной одежде;
5. Бочонок для меда, русский мишка, чороны ,
ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК.
1. Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;
2. Кукольный театр;
3. Настольный театр;
4. Театр магнитный
5. Шапочки-героев разных сказок и птичек
6. Маски (разных животных…)
7. Бибабо, пальчиковый, перчаточный театр.
УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:
1. Касса, весы, калькулятор, счёты;
2. Кондитерские изделия;
3. Хлебобулочные изделия;
4. Изделия бытовой химии;
5. Корзины, кошельки;
6. Предметы-заместители;
7. Овощи, фрукты.
8. Разные продукты питания , сделанные воспитателями
Сюжетно-ролевая игра «Больница»:
1. Медицинские халаты и шапочки;
2. Ширма;
3. Набор доктора;( 2 набора )
4.Ростомер;
«Аптека»:
Вата, бинты, лекарства, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»:
1. Комплект кукольной мебели, кроватки с постельными принадлежностями;
2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;
3. Куклы, куклы-пупсы, одежда для кукол;
4. Коляски, кроватки для кукол
5. Гладильная доска, утюги.
6.Щетка,совочек с щеточкой, горшок для кукол
Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:
1. Рули;
2. Инструменты;
3. Разнообразные машины;
4. Фуражка регулировщика;
5. Жезл, свисток;
6. Светофор ,знаки дорожного движения
7.Форма гаишника ,фуражки…
8.Пешеходный переход
Сюжетно-ролевая игра «Стройка»:
1. Строительный материал: крупный и мелкий;
2. Строительные инструменты (молоток, пила, плоскогубцы, гаечный ключ, тиски, отвертка);
3. Каски.
Сюжетно-ролевая игра «Кухня»:
1. Посуда;
2. Газовая плита;
3. Фартучки, шапочки, косынки
4.Кукла-повар
5 Русский самовар
Предметно-развивающая среда в группе
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагог. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, эстетически оформленную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми пространства для развития детей.
В построении развивающей предметно-пространственной среды руководствуемся программой «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, ФГОС Дошкольного образования (П.3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.)
При создании предметно-развивающей среды мы учитываем следующие принципы:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта, поэтому для нас важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Создаем условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр. В связи с этим планировку группы создали так, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. В нашей группе все зоны развивающей предметно-пространственной среды предоставляется в полное распоряжение детей. Своевременно изменяем предметно-игровую среду: вносим новые атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр, познавательной активности, усложняющимся уровнем развития умений и навыков наших воспитанников
Принцип трансформируемости.
В проекте пространственно-развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере нашей группы выделяются определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым
функциональную активность ребенка. Содержание каждой зоны в нашей группе дают детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, красок, поэзии и т.д.).
Принцип эстетической организации среды.
Особые требования предъявляем к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды т.к. эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту, Обеспечиваем надлежащую безопасность в использовании всех материалов и всего оборудования,
Принцип учета половозрастных различий детей.
В построение среды учитываем половые различия, которые предполагают предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования учитываем общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Принцип интеграции.
Предметно-развивающую среду организуем с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используем и в ходе реализации других областей.
Принцип информативности.
При создании предметно-развивающей среды обязательно предусматриваем разнообразие тематики материалов и оборудования для развития моторной, сенсорной, манипулятивно - познавательной, игровой, художественной активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Соблюдение общих принципов построения развивающей предметно- пространственной среды дали нам возможность стимулировать у наших воспитанников проявление самостоятельности, инициативности, творчества и свободной активности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе учитывали основные функции: образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную ,коммуникативную.
Считаем, что основной целью функционирования среды – это педагогически правильно сконструировать многоуровневую и многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду, учитывая интересы, способности и потребности каждого ребенка.
Образовательное пространство нашей группы организовали по функциональным зонам: социально – коммуникативная ,познавательная, речевая зона, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная зона.
Социально-коммуникативное напраление включает: уголок безопасности(книжки- раскладушки, дорожная азбука, дидактические игры и дидактический материал, иллюстрации по темам): инвентарь по безопасности; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные»
(дорожные знаки, костюмы ,наборы конструкторов, инвентарь по безопасности) Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и яркий , насыщенный игровой центр создает все условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. свободном доступе для детей находятся разные атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Направление познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических способностей; дидактические игры, также имеется уголок природы, который содержит материал для проведения опытов(для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр.) ,наборы пуговиц, бусинок, шнуровки, бросовый и природный материал( шишки, ракушки, желуди, камешки, горох, бобы и пр.) образцы различных видов семян, микроскоп, мерные стаканчики, грунт ,камни, семена, крупы и тд). Наши дети «исследователи» проводят несложные опыты.
В центре природы: содержатся комнатные растения, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо этого в центре оформлены макеты(сельского дворика, аквариум, кормушка с птичками и др).
Художественно-эстетическое развитие : находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности( рисования, лепки, аппликации и конструирования из бумаги и бросового материалов.
Музыкальный центр : музыкальные игрушки, и детские музыкальные инструменты, хомусы (якутский музыкальный инструмент), разнообразные дидактические пособия и игры. В центре театрализации дети с удовольствием переодеваются, надевают маски, шапочки сделанные , сшитые совместно с родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Таким образом, создание оптимальных условий предметно-развивающей среды, учет особенностей детей каждого возраста, их индивидуальных интересов помогает правильно организовать жизнь дошкольников в детском саду, обеспечивает постепенный переход от одного режимного момента к другому, обеспечивает непосредственно образовательную деятельность и самостоятельную деятельность в каждой подгруппе в соответствии с требованиями программы
Воспитатель Слепцова Александра Васильевна
Детский сад №79 "Лучик" г. Якутск