Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)

ПАСПОРТ

группы «Радуга»

 

Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение (литература, учебно-методические пособия, раздаточный материал и т.д.)

 

Группа находится на втором этаже и состоит из 4-х помещений:

  • раздевалка,
  • моечная комната,
  • туалетная комната,
  • игровая комната (совмещенная со спальной).

Помещение детского сада, оснащённое наглядными пособиями, игровым оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится игровая, учебная и воспитательная работа с детьми.

Цель паспортизации группы:

Проанализировать состояние группы, её готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по проведению в группе образовательного процесса.

РАЗДЕВАЛКА:

Наименование

1.Информационный стенд для родителей

2.Стенд «Группа «Радуга»

3.Стенд «Наше творчество»

4.Советы специалистов (консультации)

5.Советы воспитателей (консультации)

6.Индивидуальные шкафчики для раздевания по количеству детей с индивидуальной маркировкой

7.Скамейки

8.Шифоньер

ИГРОВАЯ КОМНАТА:

Наименование

1.Кровати трёхъярусные

2.Стулья детские

3.Стул мягкий

4.Столы детские двухместные

5.Доска демонстрационная

6.Стол

7.Шкафы для пособий

ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ:

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ УГОЛОК.

1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);

2. Бубен большой и маленький;

3. Скакалки, гантели детские;

4. Кегли;

5. Кубики, флажки, «косички»;

6. Бадминтон, кольцеброс;

7. Дидактический материал «Спорт. Спортивный инвентарь»;

8. Коврики, дорожки массажные, коврики для массажа стоп;

9. Мешочки с песком;

10. Набор для игры в боулинг;

11. Обручи разных размеров;

12. Гимнастические палки;

14. Атрибуты к подвижным играм;

УГОЛОК ПРИРОДЫ.

1. Коллекция камней, ракушек, семян;

2. Гербарий, природный материал;

3. Календарь природы;

4. Муляжи овощей и фруктов;

5. Ящики для рассады;

6. Иллюстрации с изображением животных диких и домашних, животных жарких стран и Севера, перелетных, зимующих, кочующих птиц;

7. Дидактические игры по экологии;

8. Библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии;

9. Инвентарь для ухода за растениями и животными (лейка, брызгалка, салфетка, щеточка, кисточки, палочки с заостренными концами, совки);

10. Альбом «Времена года», «Четыре сезона. Лето. Осень. Зима. Весна»;

УГОЛОК «ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЁК», ПДД.

  1. Макет перекрёстка и улицы, автобусной остановки;
  2. Дорожные знаки;
  3. Демонстрационные картинки;
  4. Различные виды транспорта;
  5. Настольные и дидактические игры по ПДД и ОБЖ («Уроки безопасности», «Транспорт», «Авиация», «Учим дорожные знаки»);
  6. Полицейская форма инспектора ГИБДД, жезл, рули.

УГОЛОК ТРУДА.

1. Уголок дежурства с кармашками; картинки.

2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки.

3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.

4. Салфетницы, салфетки

УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, фломастеры, стаканчики-непроливайки, трафареты для рисования, кисточки разной толщины, подставки для кисточек, бумага для свободного рисования, раскраски.

2. Материал для лепки: пластилин, восковой пластилин, тесто для лепки, стеки, индивидуальные клеёнки, досочки.

3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага, бархатная бумага, ножницы.

4. Образцы по аппликации и рисованию для каждой возрастной группы.

5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины.

6. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись».

УГОЛОК «НАША БИБЛИОТЕКА»

1. Тематическая подборка детской художественной литературы;

2. Портреты писателей и поэтов;

3. Детские книги;

4. Литературные игры;

5. Игры с грамматическим содержанием;

6. Книжки-раскраски;

7. Цветные карандаши, бумага;

8. Книги-рассказы в картинках;

9. Энциклопедии;

10. Хрестоматии;

11. Изображения сказочных персонажей.

УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ.

1. Занимательный и познавательный материал по математике. Логико-математические игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Палочки Кюизенера», «Монгольская игра»;

2. Наборы геометрических фигур, цифр;

3.Пеналы «Учись считать»;

4. Волшебные часы;

5. Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди 5 отличий», «Найди одинаковых», «Предметы и контуры», «Хитрые предметы», «Большой, средний, маленький»;

6. Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания: «Разложи предметы по высоте, длине, ширине и т.п.»;

7. Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Геометрические формы», «Всё для счёта, «Подбери по цвету и форме»»;

8. Игры на составление целого: «Пазлы», «Собери узор»;

9. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру;

10. Числовой ряд;

11. Цветные счетные палочки;

12. Геометрические вкладыши.

УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР.

1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;

2. Пластмассовый напольный конструктор;

3. Мозаика крупная и мелкая;

4. Пазлы;

5. Конструирование из бумаги «Оригами»;

6. Игрушки со шнуровками и застёжками;

7. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев;

8. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые;

9. Конструктор «Зоопарк».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК.

1. Дудочки;

2. Погремушки;

3. Деревянные ложки;

4. Гармонь;

5. Бубны;

6. Саксофон,

7. Металлофон,

8. Магнитофон;

9. Гитара

10. Хомус

11. Барабан;

12. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;

13. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки;

14. Игрушки с фиксированной мелодией (звуковые книжки).

УГОЛОК «НАША ЛАБОРАТОРИЯ» .

1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши,

ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, песок,

ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, семена фруктов и овощей, пластилин.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, трубочки для коктейля.

5. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная.

6. Красители: акварельные краски, безопасные красители.

7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши.

8. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы.

Дополнительное оборудование

9. Детские халаты, клеенчатые передники, резиновые перчатки.

10. Оборудование для ухода за растениями.

11. Календари природы и погоды.

12. Иллюстрированный материал.

13. Игровой материал, дидактические игры по экологии.

14. Справочники, энциклопедии.

15. Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

16. Картотека опытов.

17. Карта мира.

18. Коллекции различного содержания.

19. Крупы, соль, сахар.

20. Мерные ложки.

21. Настольно - печатные игры.

22. Свечи в подсвечнике.

23. Часы (механические, песочные, капельные, водные).

24. Стол с клеенкой.

25. « Волшебный мешочек».

26.Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы.

27. Глобус, карты.

28. Развивающие игры «Жизнь приключения», «Энциклопедия».

УГОЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

  1. Лото, домино в картинках («Домино. Забавные зверята», «Лото», «Развивающее лото», «Лото. Профессии», «Домино. Фрукты»);
  2. Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок по лексическим темам (посуда, обувь, одежда, фрукты, овощи, ягоды, домашние и дикие животные, игрушки, мебель, инструменты, профессии и т.д.);
  3. Дидактические игры по обучению грамоте;
  4. Наборы разрезных картинок;
  5. Чудесные мешочки;
  6. Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания («Мир растений», «Профессии», «Веселые зверята», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Ребятам о зверятах в лесу», Разрезная азбука, «Уроки вежливости», «Найди пару. Кто плывет по реке», «Найди четвертый лишний»);
  7. Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда детей и взрослых дома;
  8. Доска, мел, указка;
  9. Карточки с буквами;
  10. Картинки с последовательно развивающимся действием;
  11. Картинки с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля;
  12. 2 вида азбук;
  13. Тетради в клетку;
  14. Циферблат часов.

УГОЛОК НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

1. Символика России и республики Саха Якутия

2. Дидактические пособия: «Расскажите детям о московском Кремле»; «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»;

3. Дидактический материал: «Защитники Отечества», «9 мая – день Победы». «Великая Отечественная война», «Родной город наш Якутск»;

4. Матрешки русские, куклы в русской национальной одежде, куклы в якутской национальной одежде;

5. Бочонок для меда, русский мишка, чороны ,

ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК.

1. Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;

2. Кукольный театр;

3. Настольный театр;

4. Театр магнитный

5. Шапочки-героев разных сказок и птичек

6. Маски (разных животных…)

7. Бибабо, пальчиковый, перчаточный театр.

УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:

1. Касса, весы, калькулятор, счёты;

2. Кондитерские изделия;

3. Хлебобулочные изделия;

4. Изделия бытовой химии;

5. Корзины, кошельки;

6. Предметы-заместители;

7. Овощи, фрукты.

8. Разные продукты питания , сделанные воспитателями

Сюжетно-ролевая игра «Больница»:

1. Медицинские халаты и шапочки;

2. Ширма;

3. Набор доктора;( 2 набора )

4.Ростомер;

«Аптека»:

Вата, бинты, лекарства, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»:

1. Комплект кукольной мебели, кроватки с постельными принадлежностями;

2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;

3. Куклы, куклы-пупсы, одежда для кукол;

4. Коляски, кроватки для кукол

5. Гладильная доска, утюги.

6.Щетка,совочек с щеточкой, горшок для кукол

Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:

1. Рули;

2. Инструменты;

3. Разнообразные машины;

4. Фуражка регулировщика;

5. Жезл, свисток;

6. Светофор ,знаки дорожного движения

7.Форма гаишника ,фуражки…

8.Пешеходный переход

Сюжетно-ролевая игра «Стройка»:

1. Строительный материал: крупный и мелкий;

2. Строительные инструменты (молоток, пила, плоскогубцы, гаечный ключ, тиски, отвертка);

3. Каски.

Сюжетно-ролевая игра «Кухня»:

1. Посуда;

2. Газовая плита;

3. Фартучки, шапочки, косынки

4.Кукла-повар

5 Русский самовар

 

Предметно-развивающая среда в группе

 

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагог. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, эстетически оформленную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми пространства для развития детей.

В построении развивающей предметно-пространственной среды руководствуемся программой «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, ФГОС Дошкольного образования (П.3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.)

При создании предметно-развивающей среды мы учитываем следующие принципы:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта, поэтому для нас важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Создаем условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр. В связи с этим планировку группы создали так, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. В нашей группе все зоны развивающей предметно-пространственной среды предоставляется в полное распоряжение детей. Своевременно изменяем предметно-игровую среду: вносим новые атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр, познавательной активности, усложняющимся уровнем развития умений и навыков наших воспитанников

Принцип трансформируемости.

В проекте пространственно-развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере нашей группы выделяются определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым

функциональную активность ребенка. Содержание каждой зоны в нашей группе дают детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, красок, поэзии и т.д.).

Принцип эстетической организации среды.

Особые требования предъявляем к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды т.к. эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту, Обеспечиваем надлежащую безопасность в использовании всех материалов и всего оборудования,

Принцип учета половозрастных различий детей.

В построение среды учитываем половые различия, которые предполагают предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования учитываем общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Принцип интеграции.

Предметно-развивающую среду организуем с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используем и в ходе реализации других областей.

Принцип информативности.

При создании предметно-развивающей среды обязательно предусматриваем разнообразие тематики материалов и оборудования для развития моторной, сенсорной, манипулятивно - познавательной, игровой, художественной активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Соблюдение общих принципов построения развивающей предметно- пространственной среды дали нам возможность стимулировать у наших воспитанников проявление самостоятельности, инициативности, творчества и свободной активности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе учитывали основные функции: образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную ,коммуникативную.

Считаем, что основной целью функционирования среды – это педагогически правильно сконструировать многоуровневую и многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду, учитывая интересы, способности и потребности каждого ребенка.

Образовательное пространство нашей группы организовали по функциональным зонам: социально – коммуникативная ,познавательная, речевая зона, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная зона.

Социально-коммуникативное напраление включает: уголок безопасности(книжки- раскладушки, дорожная азбука, дидактические игры и дидактический материал, иллюстрации по темам): инвентарь по безопасности; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные»

(дорожные знаки, костюмы ,наборы конструкторов, инвентарь по безопасности) Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и яркий , насыщенный игровой центр создает все условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. свободном доступе для детей находятся разные атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Направление познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических способностей; дидактические игры, также имеется уголок природы, который содержит материал для проведения опытов(для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр.) ,наборы пуговиц, бусинок, шнуровки, бросовый и природный материал( шишки, ракушки, желуди, камешки, горох, бобы и пр.) образцы различных видов семян, микроскоп, мерные стаканчики, грунт ,камни, семена, крупы и тд). Наши дети «исследователи» проводят несложные опыты.

В центре природы: содержатся комнатные растения, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо этого в центре оформлены макеты(сельского дворика, аквариум, кормушка с птичками и др).

Художественно-эстетическое развитие : находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности( рисования, лепки, аппликации и конструирования из бумаги и бросового материалов.

Музыкальный центр : музыкальные игрушки, и детские музыкальные инструменты, хомусы (якутский музыкальный инструмент), разнообразные дидактические пособия и игры. В центре театрализации дети с удовольствием переодеваются, надевают маски, шапочки сделанные , сшитые совместно с родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Таким образом, создание оптимальных условий предметно-развивающей среды, учет особенностей детей каждого возраста, их индивидуальных интересов помогает правильно организовать жизнь дошкольников в детском саду, обеспечивает постепенный переход от одного режимного момента к другому, обеспечивает непосредственно образовательную деятельность и самостоятельную деятельность в каждой подгруппе в соответствии с требованиями программы



Воспитатель Слепцова Александра Васильевна

Детский сад №79 "Лучик" г. Якутск