Кружковая работа
Самоотчет
Кружок «Ладья»
Цель: заинтересовать детей шашками и шахматами, развить логическое мышление, концентрацию, внимание, усидчивость и творческое воображение, необходимое при игре.
Работа осенью начинается с отбора детей, желающих научиться азам игры в шашки и шахматы. Затем проводится анкетирование среди родителей для выявления уровня мотивации отобранных детей. Для родителей проводится семинар-практикум об игре в шашки и шахматы и методике обучения детей этой увлекательной игре. Сообщаются поставленные цели и планы работы кружка. В работе кружка родители принимают активное участие, в частности, в запланированных театрализованных представлениях, где шьют костюмы, помогают с изготовлением атрибутов для детей. Также совместно с детьми участвуют на конкурсных выставках, проводимых в рамках кружка. Из различных материалов своими руками изготавливают доску и фигуры.
Занятия ведутся два раза в неделю до и после обеда в различных группах детского сада №79 «Лучик». В кружке обучается около 40 детей из подготовительных и старших групп.
Структурно занятия разделены на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий по плану работы кружка они делятся на различные этапы по правилам ведения игры, комбинациям, ходам шахматных фигур, правил и приемов игры.
Программа кружка основана на таких учебных пособиях, как «Книга о шашках» Городецкого В.Б., «Учитесь играть в шашки» Б.М.Герцензона, Л.М.Рамм, «Шашки для детей» Погрибной В.К., Юзюк В.Я., «Шахматы для начинающих» Бирюкова Д.А., 2009 г., «Малыши играют в шахматы» Гришина В.Г., 1995 г.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. Игра в шашки и шахматы вызывала интерес среди воспитанников, заслужила уважение среди родителей, поэтому тему кружка считаю актуальной и работу по данному направлению стоит продолжить на следующий год. Перейдя от взрослых к детям, эта игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного. Кроме того, обучение игре в шашки помогает выявить дарования.
Рабочая программа
кружка «Шашки-Шахматы»
Пояснительная записка
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Настольные игры развивают у детей мышление, память, внимание, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Программа занятий кружка «Шашки-Шахматы» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки и шахматы, приближает начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной и шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Шахматная и шашечная игра дарят ребенку радость творчества и обогащающего духовный мир. Эти удивительные игры становятся средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного и увлекательного.
Цель: Ознакомление старших дошкольников с основами теории и практики игры в шашки и шахматы.
Задачи:
Учебно-тематический план
Тема | Дата |
История возникновения игры шашечной игры. Знакомство с шашечной доской. Турнирная дисциплина, правила соревнований Азбука шашечной игры. Правила шашечной игры. Игра «Русские шашки». Сила флангов Как выиграть шашку Как пройти в дамки Ловушки и короткие партии Основные приемы борьбы на шашечной доске Комбинации в игре Практическое закрепление материала Связывание Практическое закрепление материала Анализ сыгранных партий Правила игры «Поддавки». Правила игры «Уголки». Практическое закрепление материала Игра «Русские шашки». Подготовка к турниру Подготовка к турниру Шашечный турнир «Наш лучший шашист» 1 тур. Шашечный турнир «наш лучший шашист» 2 тур. Диагностика. Набор детей в кружок История возникновения шахмат. Экскурсия по мини музею «Шахматное царство» Знакомство с шахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами Знакомство с игрой Шахматные дорожки Начальное положение Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах Ладья. Бить или не бить? Слон. Слон против слона Ладья против слона Ферзь Ферзь против ферзя Ферзь против ладьи и слона Конь Конь против коня Конь против ферзя, ладьи и слона Пешка Пешка. Превращение Рокировка. Длинная рокировка Короткая рокировка Шахматные позиции Шах. Мат. Шах. Мат. Повторение Пат. Ничья Пат. Ничья повторение Шахматные позиции Шахматные комбинации Игра в шахматы. Подготовка к турниру Анализ игры Подготовка к турниру Подготовка к турниру Шахматный турнир «Наш лучший шахматист». Выставка шахматных досок и фигур. | 10 сентября 17 сентября 24 сентября 1 октября 8 октября 15 октября 22 октября 29 октября 8 ноября 13 ноября 15 ноября 20 ноября 22 ноября 27 ноября 29 ноября 4 декабря 6 декабря 11 декабря 13 декабря 18 декабря 20 декабря 25 декабря 15 января 17 января 22 января
24 января
29 января 31 января 5 февраля 7 февраля
12 февраля 14 февраля 19 февраля 21 февраля 26 февраля 28 февраля 5 марта 7 марта 12 марта 14 марта 19 марта 21 марта 26 марта 28 марта 2 апреля 4 апреля 9 апреля 11 апреля 16 апреля 18 апреля 23 апреля 25 апреля 30 апреля 7 мая 14 мая 16 мая 21 мая |
Организация занятий по шашкам и шахматам.
Занятия по шашкам и шахматам планируется по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. В конце учебного года рекомендуется проводить шашечные и шахматные турниры, вручаются дипломы.
Дидактические принципы занятий.
-От простого к сложному
-От легкого к более трудному
-От неизвестного к известному, применяя элементы занимательности, новизны.
Формы и режим занятий.
Наполняемость группы по шашкам - 16 детей, по шахматам – 15 детей. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю (понедельник и среда). Продолжительность занятия 30 минут.
Формы проведения итогов реализации программы.
Результатом освоения программы являются целевые ориентиры:
- знание шашечных и шахматных терминов;
- знание названий шахматных фигур;
- знание и выполнение правил шашечной и шахматной игры;
- умение ориентироваться на доске;
- правильно расставлять шашки и шахматные фигуры перед игрой;
- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
- Умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;
- Умение общаться и договариваться со сверстниками;
- сформировать ряда качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.
Список используемой литературы:
Воспитатель Слепцова Александра Васильевна
Детский сад №79 "Лучик" г. Якутск