Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Кружковая работа

Самоотчет

Кружок «Ладья»

Цель: заинтересовать детей шашками и шахматами, развить логическое мышление, концентрацию, внимание, усидчивость и творческое воображение, необходимое при игре.

  • целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы не самоцель, а способ, который позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в игре на развитие ребенка. Занятия шахматами способствуют гармоническому развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения (хода).

Работа осенью начинается с отбора детей, желающих научиться азам игры в шашки и шахматы. Затем проводится анкетирование среди родителей для выявления уровня мотивации отобранных детей. Для родителей проводится семинар-практикум об игре в шашки и шахматы и методике обучения детей этой увлекательной игре. Сообщаются поставленные цели и планы работы кружка. В работе кружка родители принимают активное участие, в частности, в запланированных театрализованных представлениях, где шьют костюмы, помогают с изготовлением атрибутов для детей. Также совместно с детьми участвуют на конкурсных выставках, проводимых в рамках кружка. Из различных материалов своими руками изготавливают доску и фигуры.

Занятия ведутся два раза в неделю до и после обеда в различных группах детского сада №79 «Лучик». В кружке обучается около 40 детей из подготовительных и старших групп.

Структурно занятия разделены на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий по плану работы кружка они делятся на различные этапы по правилам ведения игры, комбинациям, ходам шахматных фигур, правил и приемов игры.

Программа кружка основана на таких учебных пособиях, как «Книга о шашках» Городецкого В.Б., «Учитесь играть в шашки» Б.М.Герцензона, Л.М.Рамм, «Шашки для детей» Погрибной В.К., Юзюк В.Я., «Шахматы для начинающих» Бирюкова Д.А., 2009 г., «Малыши играют в шахматы» Гришина В.Г., 1995 г.

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. Игра в шашки и шахматы вызывала интерес среди воспитанников, заслужила уважение среди родителей, поэтому тему кружка считаю актуальной и работу по данному направлению стоит продолжить на следующий год. Перейдя от взрослых к детям, эта игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного. Кроме того, обучение игре в шашки помогает выявить дарования.

Рабочая программа

кружка «Шашки-Шахматы»

Пояснительная записка

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Настольные игры развивают у детей мышление, память, внимание, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Программа занятий кружка «Шашки-Шахматы» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки и шахматы, приближает начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной и шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Шахматная и шашечная игра дарят ребенку радость творчества и обогащающего духовный мир. Эти удивительные игры становятся средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного и увлекательного.

Цель: Ознакомление старших дошкольников с основами теории и практики игры в шашки и шахматы.

Задачи:

  1. Формировать представление о правилах игры.
  2. Обучать простым комбинациям и ходам
  3. Учить ориентироваться на плоскости.
  4. Учить производить расчеты на несколько ходов вперед.
  5. Приобщать детей к спортивно-творческой игре.
  6. Формировать отношение к игре как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду.
  7. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю.

 

                                                                          Учебно-тематический план

 

Тема

Дата

История возникновения игры шашечной игры.

Знакомство с шашечной доской.

Турнирная дисциплина, правила соревнований

Азбука шашечной игры.

Правила шашечной игры.

Игра «Русские шашки».

Сила флангов

Как выиграть шашку

Как пройти в дамки

Ловушки и короткие партии

Основные приемы борьбы на шашечной доске

Комбинации в игре

Практическое закрепление материала

Связывание

Практическое закрепление материала

Анализ сыгранных партий

Правила игры «Поддавки».

Правила игры «Уголки».

Практическое закрепление материала

Игра «Русские шашки». Подготовка к турниру

Подготовка к турниру

Шашечный турнир «Наш лучший шашист» 1 тур.

Шашечный турнир «наш лучший шашист» 2 тур.

Диагностика. Набор детей в кружок

История возникновения шахмат. Экскурсия по мини музею «Шахматное царство»

Знакомство с шахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами

Знакомство с игрой

Шахматные дорожки

Начальное положение

Знакомство с сильными и слабыми фигурами в

шахматах

Ладья. Бить или не бить?

Слон. Слон против слона

Ладья против слона

Ферзь

Ферзь против ферзя

Ферзь против ладьи и слона

Конь

Конь против коня

Конь против ферзя, ладьи и слона

Пешка

Пешка. Превращение

Рокировка.

Длинная рокировка

Короткая рокировка

Шахматные позиции

Шах. Мат.

Шах. Мат. Повторение

Пат. Ничья

Пат. Ничья повторение

Шахматные позиции

Шахматные комбинации

Игра в шахматы. Подготовка к турниру

Анализ игры

Подготовка к турниру

Подготовка к турниру

Шахматный турнир «Наш лучший шахматист».

Выставка шахматных досок и фигур.

10 сентября

17 сентября

24 сентября

1 октября

8 октября

15 октября

22 октября

29 октября

8 ноября

13 ноября

15 ноября

20 ноября

22 ноября

27 ноября

29 ноября

4 декабря

6 декабря

11 декабря

13 декабря

18 декабря

20 декабря

25 декабря

15 января

17 января

22 января

 

24 января

 

29 января

31 января

5 февраля

7 февраля

 

12 февраля

14 февраля

19 февраля

21 февраля

26 февраля

28 февраля

5 марта

7 марта

12 марта

14 марта

19 марта

21 марта

26 марта

28 марта

2 апреля

4 апреля

9 апреля

11 апреля

16 апреля

18 апреля

23 апреля

25 апреля

30 апреля

7 мая

14 мая

16 мая

21 мая

 

Организация занятий по шашкам и шахматам.

 

Занятия по шашкам и шахматам планируется по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. В конце учебного года рекомендуется проводить шашечные и шахматные турниры, вручаются дипломы.

 

Дидактические принципы занятий.

 

-От простого к сложному

-От легкого к более трудному

-От неизвестного к известному, применяя элементы занимательности, новизны.

 

 

 

Формы и режим занятий.

 

Наполняемость группы по шашкам - 16 детей, по шахматам – 15 детей. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю (понедельник и среда). Продолжительность занятия 30 минут.

 

Формы проведения итогов реализации программы.

 

  1. Творческий отчет воспитателя – руководителя.
  2. Участие в городских соревнованиях «Шашки-шахматы».
  3. Организация тренировочных туров, викторин, соревнований.

 

Результатом освоения программы являются целевые ориентиры:

 

- знание шашечных и шахматных терминов;

- знание названий шахматных фигур;

- знание и выполнение правил шашечной и шахматной игры;

- умение ориентироваться на доске;

- правильно расставлять шашки и шахматные фигуры перед игрой;

- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;

- Умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;

- Умение общаться и договариваться со сверстниками;

- сформировать ряда качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. «Детская литература», 1989г.
  2. Каплунов Я. Л. Секреты шашечного сундучка. Санкт-Петербург, 2001г.
  3. Р. Нежметдинов «Шахматы». Казань 1985.


Воспитатель Слепцова Александра Васильевна

Детский сад №79 "Лучик" г. Якутск